«Нет любви более искренней, чем любовь к еде». Согласно исследованиям, гастрономический туризм – одно из наиболее перспективных направлений современного отдыха. Однако реклама в регионах России зачастую обходит вниманием этот вид путешествий.
Американские бургеры, итальянская паста, французское вино, японские морепродукты и индийские пряности - о гастрономических традициях большинства регионов мира наслышан любой мало-мальски опытный путешественник. При этом кулинарные изыски необъятных территорий России для многих остаются загадкой, а такое направление как гастрономический туризм, несмотря на бесконечное разнообразие и огромный потенциал, в нашей стране до сих пор находится в зачаточном состоянии. Рекламные кампании, посвященные продвижению уникальных продуктов в регионах России, или не проводятся вовсе или проводятся бессистемно и хаотично, не учитывая ни потребностей потенциальных путешественников, ни объективных обстоятельств.
Гастрономический туризм в мире
Целью заядлых путешественников, не мыслящих свой отпуск без посещения новой страны, является, в большинстве своем, знакомство с культурой и самобытностью народов, проживающих в других государствах. И что, как не местная гастрономия, отношение к приготовлению и приему пищи, может поведать современному исследователю о традициях гостеприимства, образе жизни, праздниках и буднях?
Гастрономические туры во всех странах мира уже давно стали неотъемлемой частью туристической сферы. Эту тенденцию поддерживают и крупные курорты и отели, предлагающие постояльцам блюда местной кухни, и небольшие семейные ресторанчики, чье меню основано на использовании традиционных рецептов, и частные гиды, специализирующиеся на проведении гастротуров. Каждый регион, будь то Испания, Вьетнам, Прибалтика или Южная Африка может похвастаться наличием не только собственного уникального продукта, но и успешно реализованной программой продвижения кулинарного туризма.
Гастрономический туризм в России
В то время как туристическая отрасль практически каждой страны мира пожинает плоды продвижения своей национальной кухни, гастрономические туры в России остаются скорее исключительным и редким случаем, чем планомерно реализуемой программой. И дело здесь не в том, что регионам нашей страны нечего предложить путешественникам.
Уникальность и поистине огромные возможности гастрономического туризма России связаны в первую очередь с обилием разнообразных кулинарных традиций, гармонично соседствующих друг с другом. Любой житель нашей страны сможет навскидку назвать с десяток самых распространенных кухонь: кавказская, татарская, русская, бурятская и множество других. При этом каждая из перечисленных кухонь настолько привычна обывателю, что многие даже не представляют всего спектра возможностей развития гастрономического туризма, открывающихся при грамотной рекламе в регионах.
Реклама в регионах: проблемы и перспективы
Как и в большинстве других аспектов, сложности с продвижением гастрономического туризма России связаны, в первую очередь, с большой территорией и отсутствием координации в действиях. Редко какое рекламное агентство, занимающееся продвижением национального продукта и предоставляющее рекламные услуги, проводит маркетинговое исследование с целью выявить уникальность своего предложения. В связи с этим многие области России начинают продвигать схожие продукты – мёд, соленья, травяные чаи и пр.
Таким образом, наработки рекламных агентств разных регионов не имеют централизованного подхода и при отсутствии общей информационной системы вынуждены конкурировать со схожими продуктами соседних областей, что мешает развитию гастрономического туризма не только в каждом конкретном субъекте, но и во всем государстве.
Решение этой проблемы кроется не столько в правильной реализации рекламной кампании или в создании единой информационной базы, сколько в поиске продукта и выявлении гастрономической уникальности каждого региона. Согласно данным, приведенным в исследованиях Всемирной туристской организации, ошибкой в продвижении гастрономического туризма в России является намерение сделать акцент лишь на одном из продуктов, в то время как основой и особенностью кулинарной самобытности нашей страны является именно разнообразие кухонь, блюд и напитков, которые предлагают разные области. Именно на этом аспекте и рекомендуется сосредоточить весь потенциал рекламных акций.
Реклама в Интернете, реклама в СМИ: комплексный подход
Не менее важным остается и подход к реализации кампаний по продвижению гастрономического туризма в России. Как правило, ресурсного потенциала региональных отделений туристических фирм недостаточно для проведения масштабных рекламных компаний, включающих в себя рекламу в Интернете, продвижение на известных туристических интернет-площадках, рекламу в СМИ, наружную рекламу, почтовые рассылки, при этом преимущества и реальные выгоды комплексного подхода к рекламным акциям намного превысят затраты на их проведение.
Если же говорить о перспективах продвижения гастрономического туризма в России в целом, то реклама, направленная на жителей соседних регионов обладает гораздо более высоким потенциалом. К тому же, возросший интерес к культуре народов России за рубежом при сложившихся экономических и политических обстоятельствах позволит не только привлечь россиян, но и направить туристический поток путешественников из Европы и США.