![]() |
Причиной появления маршрутных такси на улицах городов России явилась неспособность муниципальной системы общественного транспорта удовлетворить растущие потребности населения в количестве и качестве пассажирских перевозок. Во многом эта неспособность обусловлена неэффективной системой управления и отсутствием средств для обновления транспортного парка.
Маршрутные такси изначально развивались на основе частных инвестиций, что обеспечило и продолжает обеспечивать высокие темпы развития маршрутной сети и регулярное обновление парка транспортных средств. Очень редко транспортные средства являются собственностью предприятий, в 90% случаев машины принадлежат физическим лицам.
Для участия в системе пассажирских перевозок владельцы машин регистрируются либо в качестве предпринимателей, либо находятся в своеобразном "симбиозе" с предприятиями. Предприятия в данном случае являются владельцами маршрутов, а также обеспечивают прохождение ежедневного медицинского и технического осмотров.
Сегодня маршрутные такси стали уже привычным явлением для российских городов. Только в Москве маршрутные такси не курсируют по центральным улицам, являясь дополнением к метро и частью пригородного сообщения. По остальным городам России можно с уверенностью утверждать, что "маршрутки" являются одним из основных видов транспорта, наиболее популярным и удобным для передвижения городских жителей.
Популярность маршрутных такси обусловлена, прежде всего, скоростью и комфортом в процессе совершения поездки, а также большим количеством разнообразных маршрутов. Система маршрутных такси наиболее чутко и быстро реагирует на изменение потребностей населения в перевозках, связанных, к примеру, с появлением нового жилого комплекса или торгового центра.
![]() |
Маршрутные такси представлены различными марками машин и их модификациями:
В каждом городе и даже на каждом маршруте структура парка машин различна.
В большинстве российских городов преобладают микроавтобусы марки "ГАЗель", выпускаемые Горьковским автомобильным заводом и рассчитанные на 13 пассажирских мест.
Также сборкой транспортных средств, аналогичных "ГАЗелям" (СЕМАР, "Псковская ГАЗель" и т.д.), занимаются сторонние производители. Такие аналоги отличаются трансформированным кузовом, могут иметь другой двигатель, но имеют общую основу – "ГАЗелевское" шасси. Количество таких машин в соотношении с оригинальными "ГАЗелями" не превышает 10%.
На текущий момент приблизительно 65% "ГАЗелей", использующихся для целей пассажирских перевозок, имеют белый цвет, 20% – желтый, остальные 15% парка представлены разными цветами, каждый из которых имеет свое "фирменное" название:
![]() |
"балтика" - синий
|
![]() |
![]() |
"вишня" - красный
|
![]() |
![]() |
"баклажан" - фиолетовый
|
![]() |
![]() |
"гранат" - гранатовый
|
![]() |
![]() |
"мурена" - темно-зеленый
|
![]() |
![]() |
золотисто-желтый
|
![]() |
На данный момент, с точки зрения моделей машин и их цветов, в семействе "ГАЗель" происходит постепенный и необратимый переход на марку ГАЗ 322021 золотисто-желтого цвета, предназначенную исключительно для пассажирских перевозок.
![]() |
Маршрутные такси на данный момент прочно заняли свою нишу в транспортной системе городов России и успешно конкурируют с другими видами общественного транспорта - метро, автобусами, трамваями и троллейбусами.
Наиболее реальным конкурентом маршрутным такси в ближайшие 5 лет являются только автобусы, так как активное развитие метро и инфраструктуры электротранспорта муниципальные системы в большинстве городов обеспечить не в состоянии.
Автобусные парки во многих городах уже переведены на коммерческую основу. Автобусы могут перевозить гораздо большее число пассажиров, быть гораздо рентабельнее маршрутных такси в расчете на одно транспортное средство, но требуют больших инвестиций и окупаются за более длительный период. Основным препятствием увеличения доли автобусов является отсутствие на рынке хороших отечественных моделей. Впрочем, в наиболее развитых городах отметилась тенденция появления автобусов на наиболее "перегруженных" маршрутах, что свидетельствует о постепенном возвращении утерянных ими в прошлом позиций.
С точки зрения структуры парка маршрутных такси семейство "ГАЗель" является лидером в данном отношении, о чем свидетельствует ежегодное увеличение продаж данного типа микроавтобусов ГАЗом. В Сибири и на Дальнем востоке "ГАЗели" менее распространены, поскольку проигрывают в конкурентной борьбе корейским и японским микроавтобусам.
Недавно развернутая журналистами компания против маршрутных такси и "ГАЗелей", связанная с авариями в Москве и Санкт-Петербурге, выявила в большей степени недостатки организационной системы, чем используемых транспортных средств. ГАЗ, тем не менее, серьезно отреагировал на данные происшествия, что воплотилось в появлении на городских дорогах машин золотисто-желтого цвета.
Такие машины, во-первых, технически "усилены" для целей пассажирских перевозок, во-вторых, уникальный цвет защищает категорию маршрутных такси от включения в нее транспортных средств, переделанных с других видов "ГАЗелей" (например, грузовых). Желтый цвет также дает возможность пассажиру выделить маршрутное такси из общей массы транспортных средств. По приблизительным расчетам замена парка машин на автомобили желтого цвета произойдет к 2010 г., темпы замены в разных городах будут различаться в зависимости от политики местных властей и органов ГИБДД в отношении безопасности дорожного движения.