![]() |
Объем рынка рекламы в средствах ее распространения в 2007 году составил 228,7 миллиардов рублей. К таким цифрам пришли эксперты Ассоциации коммуникативных агентств России. Рекламная отрасль сохраняет уверенные темпы роста, увеличиваешь ежегодно почти на треть. За прошлый год эта цифра составила 26%, тогда как в 2006 — 24%. Несмотря на сложность подсчетов и разногласия, членам АКАР удалось придти к единодушному решению почти по всем показателям, за исключением радио. Закон «О рекламе», вступивший в силу с 1 июля прошлого года, серьезно повлиял на структуру российского рекламного рынка. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), реклама в газетах впервые за несколько лет по темпам роста опередила телерекламу. В первом полугодии 2007 года затраты на рекламу в газетах выросли на 28,7%, до 5,4 млрд руб., а в аналогичный период 2006 года прирост составлял лишь 16%. Участники рынка и рекламодатели считают, что на рост сегмента повлияло разрешение на рекламу в прессе алкоголя и табака. При этом впервые за несколько лет затраты на рекламу в газетах опередили по темпам роста телерекламу. Также существенно выросли затраты на радиорекламу. Несмотря на пессимистичные прогнозы российский рекламный рынок продолжает динамично развиваться. Объясняется это законом «О рекламе» и появлением новых категорий рекламодателей. Причиной перераспределения средств стало сокращение инвентаря и спровоцированный им рост цен на телерекламу. После ограничения рекламы на ТВ многих рекламодателей заинтересовали газеты. Но рост обеспечивают в основном 10—15% газет, лидеров рынка в своих сегментах. Основной прирост газетному сегменту обеспечила реклама крепкого алкоголя, которую разрешил с прошлого лета размещать в прессе закон «О рекламе». Гендиректор компании «Алкогольные заводы ГРОСС» отмечает, что реклама в прессе стала «чуть ли не единственным легальным каналом коммуникации с потребителями». Итоги года не могут не радовать не только участников индустрии, но и граждан страны. Реклама, это не только двигатель торговли, но и один из инструментов развития потребительского рынка. Расходы на рекламу служат дополнительным индикатором того, что в нашей экономике заметно перераспределение финансовых средств в сторону потребительского рынка. А потребительский рынок в развитых экономиках по-прежнему составляет основу экономического процветания. Мы видим, что российская экономика продолжает идти по пути дальнейшей диверсификации. И это нас не может не радовать. Вице-президент АКАР Владимир Ефстафьев, отметив успехи отрасли, озвучил еще более внушительную сумму всего оборота рекламной индустрии. Если добавить к общей цифре гонорары рекламных агентств и плату за креатив, то может набежать порядка 13 миллиардов долларов за 2007 год. Как и ожидалось, наибольшие бюджеты пришли на телевидение - 112,5 миллиардов рублей, рост в 31%. В прошлом году увеличение объемов было на 30% до 85,9 миллиардов рублей. Но еще лучшую динамику продемонстрировало радио - 26%, тогда как 2006 год позволил добиться увеличения только на 12%. Правда приведенные данные в 15,7 миллиардов рублей так и не были утверждены Советом экспертов единогласно. Но экспертам впервые удалось получить достаточно полные данные по региональным игрокам и эффективно оценить региональный радиорынок, доля которого составила в общем объеме радиорекламы 52%. Рост радиорынка не связан с ограничением телерекламы. На 25% рынок радиорекламы растет уже четвертый год. Этому способствует в том числе и появление нестандартных для радио товарных категорий, таких как FMCG. Невероятный рост показал сектор интернет - 92% и 5,8 миллиардов рублей, без учета контекстной рекламы, которую, как и прежде, пока невозможно посчитать. Отмечается отрицательная инфляция данного сегмента, когда количество страниц растет быстрее появления рекламных предложений. Объем рынка маркетинговых услуг увеличился на 21% до 60,2 миллиардов рублей. Рост рынка BTL закономерен, благодаря медиа-инфляции, росту потребления и российской экономике в целом. Инструменты BTL занимают все большую долю в бюджетах рекламодателей. Некоторые компании запланировали его увеличение до 100% на 2008 год. Тенденция перераспределения бюджетов в маркетинговые услуги продолжится. Непростым прошлый год выдался для сегмента наружной рекламы. Темп упал, но рост продолжился — 22% за год. Отмечается продолжающийся административный прессинг со стороны властей и внесенные ограничения в закон на запрет рекламы табака. Инициатива депутатов с введением зон, свободных от рекламы в исторических местах столицы, приведет к потере 15 миллионов долларов. Существуют рекламные носители, которые «весьма органично вписываются в окружающую среду». Видимо, в головах некоторых чиновников представление о рекламе, как о зле, имеет место. Сократилась реклама производителей сотовых телефонов и компьютерной техники. Из-за демонтажа конструкций в центре Москвы повысились цены и ухудшилось качество программ. Поэтому многие рекламодатели увеличили бюджет на телерекламу и прессу, а также на Интернет и радио. Недовольные ограничениями властей эксперты АКАР вспомнили и о запрете ТВ-рекламы пива в дневное время. Эксперты рынка уверены, что запрещать надо не саму рекламу, а пагубный образ жизни, насаждаемый рекламой.
ДАННЫЕ ЗА 2007 ГОД
ДАННЫЕ ЗА 2007 ГОД (ИСКЛЮЧАЯ НДС)
ОБЪЕМ РЫНКА МАРКЕТИНГОВЫХ УСЛУГ ЗА 2007 ГОД/РУБ.
|