РЕГИОН-МЕДИА
РЕГИОН-МЕДИА РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО

Российский рынок региональной рекламы в 2002 году.
Состояние. Тенденции. Особенности.

В 2002 году российская региональная реклама продемонстрировала наибольшие темпы развития за весь период существования отечественного рекламного рынка. Рекламные бюджеты достигли отметки 700 млн. долл., превысив докризисный уровень (440 млн. долл.) более чем на 50%.

 

Объемы региональной рекламы России в 1998-2002 годах, млн. долл.

 

Объемы региональной рекламы России в 1998-2002 годах

Региональный медиарекламный рынок оценивался суммой примерно в 520 млн. долл. Из этой суммы 190 млн. долл. приходились на телевидение (60 млн. долл. — на московский региональный телерекламный рынок, около 20 млн. - на петербургский и еще порядка 110 млн. долл. — на остальные региональные рынки, вместе взятые), 160 млн. приходились на наружную рекламу, около 145 млн. — на прессу (в подавляющем большинстве на газеты и специализированные рекламные издания, так как на сегодняшний день доля журналов в регионах крайне незначительна), примерно 25 млн. долл. - на радио.

 

Объемы региональных рекламных бюджетов в отдельных сегментах рынка в 1998-2002 годах, млн. долл.

 

Сегменты рынка
1998
1999
2000
2001
2002
Телевидение
80
30
50
100
190
Радио
15
5
10
15
20
Пресса
160
50
80
110
145
Наружная реклама
65
30
60
105
160
Директ-маркетинг
20
10
15
25
40
Прочее, включая производство рекламной продукции
100
35
55
85
140
Итого
440
160
270
440
700

Наиболее высокие темпы роста (второй год подряд) были зафиксированы у телевизионной рекламы - в 2001 году, по сравнению с предшествующим годом, ее бюджеты практически удвоились, в 2002 году выросли на 90%, а в целом по региональной рекламе темпы роста составили 59%, по сравнению с 51% по рекламному рынку в целом. Характерно, что в течение последних трех лет рынок региональной рекламы стабильно растет на 60-70% в год.

 

Темпы роста региональных рекламных бюджетов в отдельных сегментах рынка в 1999-2002 годах, проценты

 

Сегменты медиарынка
1999
2000
2001
2002
Телевидение
-63
67
100
90
Радио
-67
100
50
67
Пресса
-69
60
38
32
Наружная реклама
-54
100
75
52
Директ-маркетинг
-50
50
67
60
Прочее, включая производство рекламной продукции
-65
57
55
65
Итого
-64
69
63
59

Неравномерность развития различных сегментов региональных рынков привела к серьезному перераспределению рекламных бюджетов между ними. Если еще три года назад на телерекламу приходилось лишь четверть ассигнований, то теперь - более трети. Заметный рост наблюдается у наружной рекламы (с 20 до 30%). Реклама в прессе, наоборот, теряет свои позиции: ее доля сократилась с половины до четверти всех региональных рекламных бюджетов.

Еще недавно, в середине 90-х годов, отличительной чертой российского рекламного рынка являлась суперконцентрация бюджетов в Москве, на которую приходилось до 85-90% всех рекламных затрат. Теперь картина заметно меняется. Можно выделить ряд городов, рекламные рынки которых исчисляются десятками миллионов долларов. Вместе с тем, абсолютно корректных данных по регионам на сегодняшний день пока еще нет в силу неразвитости на них маркетинговых исследований.

По оценочным данным, медиарекламный рынок Санкт-Петербурга составляет примерно 80-90 млн. долл. Из этой суммы на телевидение приходится порядка 20 млн. долл., а на наружную рекламу чуть ли не вдвое больше. За "северной столицей" следует ряд крупнейших региональных центров, рекламные бюджеты которых также существенны. Так, медиарекламный рынок Новосибирска оценивается в 25-30 млн. долл., Екатеринбурга, Самары и Красноярска - в 20-25млн., Нижнего Новгорода и Ростова - в 15-20 млн. А если принимать во внимание сегменты рынка, не относящиеся к размещению рекламы, - производство рекламной продукции, полиграфическую, сувенирную рекламу и т. д., вышеприведенные данные по отдельным региональным рынкам можно увеличить еще на 20-25%.

 

Доля региональной рекламы в отдельных сегментах российского рекламного рынка в 1998-2002 годах, проценты

 

Сегменты рынка
1998
1999
2000
2001
2002
Телевидение
16,7
15,8
18,5
19,6
21,1
Радио
25,0
16,7
20,0
21,4
27,8
Пресса
25,8
19,2
23,5
23,4
24,2
Наружная реклама
38,2
33,3
37,5
38,2
40,0
Директ-маркетинг
25,0
25,0
21,4
22,7
23,5
Прочее, включая производство рекламной продукции
28,6
23,3
23,9
24,6
26,9
Итого
25,0
21,1
21,4
24,6
26,1

Смещение акцентов в рекламной деятельности в пользу регионов, по мнению экспертов, объясняется, как минимум, тремя факторами.

Во-первых, как уже отмечалось, многие рекламодатели, пользовавшиеся до сих пор национальными медиаканалами, в 2002 году были вынуждены ограничиться региональными, так как в 2000-2001 годах у общенациональных медиа, прежде всего на телевидении, произошел значительный рост цен.

Во-вторых, многих крупнейших рекламодателей, в том числе ведущих зарубежных компаний, представленных на российском рекламном рынке, перестали в полной мере удовлетворять только общенациональные рекламные кампании. Большинство крупнейших рекламодателей либо уже выделяют отдельной строкой на региональную рекламу от 5 до 20% своих совокупных рекламных бюджетов (продолжая основную их часть вкладывать в общенациональные кампании), либо предполагает это сделать в ближайшее время.

В-третьих, достаточно стабильное экономическое развитие страны позволяет развиваться среднему, а также малому бизнесу, который все энергичнее вкладывает средства в рекламу, прежде всего на региональном уровне.

Перспективы развития региональных рекламных рынков представляются весьма оптимистичными. При сохранении нынешних тенденций доля региональной рекламы к 2005 году может возрасти до 28-30%, что позволит ей выйти на уровень рекламных бюджетов 1,3-1,4 млрд. долл.


Рассчитать стоимость рекламной кампании

Cоберём данные → выберем рекламные носители → определим бюджет → разработаем медиаплан
Имя*
Введите ваше имя

Телефон для связи*
Введите ваш номер телефона

E-mail (вышлем детальный бриф для заполнения)*
Введите ваш емайл

Товар, планируемый бюджет, регион, цель
Please let us know your message.

Введите числа с картинки
Введите числа с картинки
  ОбновитьНеправильно введена капча

Ответим в течение 1-2 рабочих дней

+7 495 768-56-76 info@region-media.ru

Исследования

Рекламное агентство
Весь мир
РОССИЯ
Воронеж
Нижний Новгород
Душанбе
Тула
Санкт-Петербург
Саратов
Тюмень
Волгоград
Краснодар
Томск
Новосибирск
Таджикистан
РОССИЙСКИЙ РЫНОК РЕГИОНАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ. СОСТОЯНИЕ. ТЕНДЕНЦИИ. ОСОБЕННОСТИ.